Дневник Л. А. Тихомирова ( декабрь 1905 года). Продолжение.

Исаич

куратор
Команда форума
15 Сен 2019
300
4
18
52
СПб. Центр.
106

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

печати, этой нелепости не было, а теперь введена нашими реформаторами, бюрократами.

Далее. Означенный 7-й параграф гласит, что права избрания (а теперь и

редакторства) лишаются: «Лица, подвергшиеся суду за преступные деяния,
влекущие за собой лишение 42 или ограничение прав состояния, а равно за кра-

жу, мошенничество и т. д., когда они судебными приговорами не оправданы,
хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказа-

ния за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или

особого Высочайшего повеления».

У нас есть множество лиц, которые этим законом теперь лишены права

редакторства, которые имели прежде, когда не было свободы печати, в том

числе, я полагаю, и В. Короленко. А между тем тут что ни слово, то незнание

элементарнейших принципов права и наконец полный произвол.

Возьмите пример. Студент — техник или медик — судился за пропаган-

ду в народе и осужден, скажем, на жительство в Сибирь (причем ограничение

некоторых прав). Этот осужденный, по ничтожности проступка, помило-

ван Высочайшим повелением и вместо того выслан административно, затем

вернулся, кончил курс и стал знаменитым врачом или директором фабрики.

По смыслу новой свободы он не имеет права быть редактором медицинского

или технического журнала, ибо «не оправдан»… Подумайте, что же это за

сочинители?

Предположим, что осужденный за революционную пропаганду отправлен

на каторгу и отбыл наказание. Он делается, скажем, мещанином (вместо

прежнего дворянина). Закон не ставит сословных различий для права свободы

печати. Мещанин может быть редактором, хотя бы он был безграмотен. Но

лицо, взятое в этом примере, не может. Почему же, ради Бога? Ведь он отбыл

наказание. Два раза за одно преступление не наказывают. Как же смеют от-

нимать у него право, которое имеют все прочие мещане?

Затем, отрицание силы Высочайшего повеления, восстанавливающего че-

ловека в его правах, — это есть верх произвола. Допустим, что силу Высо-

чайшего повеления бюрократия упраздняет на будущее время. Но как же его

упразднять за прошлое, когда считалось законом, что Высочайшее повеление

вполне восстановляет права? Это нечто не квалифицируемое по своей безы-

дейности.

Затем как упразднить силу давности? Раз закон признает право давности

вообще, то каким умозаключением можно было изъять из этого даже полити-

ческие права (избрание), а уж нечего и говорить личное право (редакторство)?

Т. Л.
43

42. Слова, выделенные в газетном тексте курсивом, выделяются жирным шрифтом.

43. Для Тихомирова, который сам был в молодости осужден за революционно-пропагандистскую

деятельность, вопрос об ограничении «права на ответственное редакторство» имел еще и личную по-

доплеку. Подпись Т. Л. к статье расшифровывалась легко, и можно предположить, что А. П. Липранди,
107
Я и не знал, что Суворин напечатал. Но аргус 44 Липранди 45 усмотрел «крамолу»

и прислал в [«]Моск[овские] вед[омости»] обличение, что вот чем недовольны «ре-

волюционеры». Грингмут, в числе прочих бумаг, прислал мои. Ну, я тогда отыскал

инкриминированный № «Нового времени»… Пришлось [нрзб.] Грингмуту, что этот

«революционер» не кто иной, как аз многогрешный… Ну — Влад[имир] Андр[еевич]

решил, что Липранди пишет глупости 46.

17 дек[ абря] . Суббота

Сегодня с утра до ночи — грохот орудий с Пресни, а к вечеру зарево пожаров. Там

шел страшный бой, в котором убито 17 и ранено 47 семеновцев и ладожцев. Сколько

побито революционеров, не знаю. Сгорело 12 домов и четыре фабрики: Шмита, Про-

хорова, Мамонтова (сургучная) и еще одна. Шмит — сам глава революционеров, на

его фабрике был центральный склад взрывчатых веществ, оружия и пулеметов…

Прохоровская же мануфактура — это главная и последняя крепость революцио-

неров. Они дрались отчаянно, и, кажется, их погибло очень много.

А уж несчастные жители Пресни пережили ужасы, которых не видали и в 1812

году. Очевидец рассказывал, что было море огня, а пули сыпались градом, долетая до

Новинского бульвара.



* * *

Сегодня получил телеграмму Скворцова, утверждающую мое сотрудничество в


его газете.

Это постоянная работа, 2 статьи в неделю, за 100 р. в месяц.

Благодарение Господу за такую неожиданную помощь в такую минуту наступаю-

щего крушения!

18 дек[ абря]

Сегодня отправил в СПб Скворцову пакет (4 моих статьи и 2 Вериных) с кондук-

тором (багажным) — с почтовым поездом.

Отправил также телеграмму в Новороссийск, маме 47.

возмущенный наличием в заметке «крамолы», в данном случае метил не в неких абстрактных «рево-

люционеров», окопавшихся в консервативных «Московских ведомостях», а конкретно в Тихомирова.

44. Аргус — персонаж греческих мифов. Стоокий Аргус стерег белоснежную корову Ио, которую

похитила Гера. В данном случае сравнение с Аргусом употребляется как иронический намек на бди-

тельность.

45. Липранди Александр Петрович (? — не ранее 1914) — консервативный публицист (псевдоним

А. Волынец). Принадлежал к известному дворянскому роду. Действительный член Русского собрания.

Сотрудничал в журнале «Мирный труд», где публиковал статьи по еврейскому вопросу.

46. После записи от 16 декабря в дневник вклеен рисунок пером, под которым рукой Л. А. Ти-

хомирова сделана надпись: «Баррикады, зарисованные Надей 15 декабря, на Садовой-Каретной, близ

Лихова переулка. Это — средний тип. Хорошие были на Пресне и Лесной».

47. Тихомирова Христина Николаевна — урожденная Каратаева (1829 — не ранее 1917 года) — мать

Л. А. Тихомирова.

108

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

Телеграмма В Новороссийск

698 Число слов 11

Принято — р. 70 к.


Вчера революционеры ушли с фабрики Прохорова, говорят, через Москву-реку.

Видно, ни петербургское войско, ни московская полиция не знают, что позади фабри-

ки находится Москва-река и что она в декабре замерзши!

Какой был революционный отряд — неизвестно. Слухи и газеты (все это явная

ерунда) толкуют о 10000 человек.

Во всяком случае, могло быть сотни три-четыре. Так блистательно осуществлен

военный план — «загнать дружины в одно место и всех сразу уничтожить».

Теперь эти ловкие партизаны снова рассеялись маленькими кучками по Москве и

нападают на врагов в розницу.

Революционеры теперь говорят, что они одержали нравственную победу. Это со-

вершенно справедливо. Правительственные власти снова (в тысячный раз) доказали

свое ничтожество справиться с каким бы то ни было врагом.

Мне жаль только гибнущих жителей, солдат и самих революционеров. За что

столько крови? Для сохранения губящей Россию неисцелимой язвы? А если бы рево-

люция победила? Но разве она может иметь победу в Москве?

Или, может быть, правда, как говорят, что заправилы революции имели план вы-

манить из СПб войска и затем устроить восстание в Петербурге? Ну, тогда «диверсия»

в Москве составляет очень ловкий стратегический прием.

Теперь 7 часов вечера… Уже с пяти часов слышна кое-где пальба. Значит, «гене-

ральное сражение» на Пресне ничего не решило и не порешило…

10 час[ов] ночи. Зарево где-то вроде Никитских ворот. Слесарь говорит, что, ка-

жется, фабрика Шмита, тоже столярная, и он полагает, что это тот самый Шмит, что

на Пресне. Когда слесарь проходил по Дмитровке, вышел какой-то господин из пив-

ной и громко провозгласил: «Вот Дубасов с компанией упражняются»…

Жаль, что не успеваю записывать. Много рассказов. Вот любопытная случайность.

Один господин вышел на улицу с двумя мальчиками-сыновьями. Мать удерживала, говоря, что опасно. Отец ответил: «Происходит великое историческое событие —

русская революция. Пусть дети видят ее»… Не успел выйти, как пуля убила одного

из детей.

В доме Шик дворник шутил, что он не боится пуль… «Если прилетит пуля, я ее

проглочу»… Когда началась перестрелка, пуля попала ему в горло… Впрочем, остал-

ся жив.

Во время боя на Пресне несколько умерших (из числа раненых на баррикадах) от-

правлены были из Екатерининской больницы на Ваганьково кладбище. Но по случаю

пальбы нельзя было провезти, и пришлось трупы обратно привозить в больницу.

Сегодня розничная продажа [«]Моск[овских] Вед[омостей»] часа в 3 дня дошла до

24 000. Это только в Москве, не считая подписки. Ждали, что к вечеру будет 30 000.

Никогда небывалые цифры!

109
19 дек[ абря]

Прибыл ли мой пакет к Скворцову? На Николаевской дороге — я справлялся —

никаких приключений не было… Должен бы быть передан Скворцову сегодня утром.

По части революции ничего, кажется, не происходило. О прошлом много рас-

сказов.

Между прочим, слышал в редакции, со слов официального лица, что Войлошни-

ков 48, так поразительно ловко «казненный», погиб, собственно, ни за что. Он сначала

служил в Охранном отделении, где ничего заметного (а стало быть, опасного для ре-

волюционеров) не делал. Но потом решил совсем оставить эту службу: «Ну ее, — го-

ворил он, — тут еще подстрелят»… И на этом основании он перешел в сыскное, не

политическое, отделение. Здесь он, вероятно, считал себя безопасным, так как уже не

касался революции, а имел дело только с жуликами. Но когда Пресня попала в руки

революции, то и он очутился во власти революционеров, ибо он жил там в собствен-

ном доме. Зачем его «казнили»? Может быть, и не знали, что он уже не занимается

«политикой», а может быть, было слишком соблазнительно для революционной ре-

кламы «казнить» начальника Охранного отделения…



* * *

Ночь, 11 часов… Ну, кажется, надо мной нависают очень мрачные тучи. Мне дали


так мало денег (75 р.), что немыслимо обойтись… Я пошел сейчас к Дмитрию Гринг-

муту 49, чтобы попросить хоть сколько-нибудь еще к Празднику. Он меня возмутил

заявлением, что он ничем уже не распоряжается, что теперь все делает Николай Вик-

торович… Жаловался, что его выживают… Молча, «знаете — система Петровско-

го 50»… При том делал какие-то темные намеки и на меня…

Растревоженный, я пошел к Николаю Викторовичу… Тот сказал, что очень занят, но приедет ко мне завтра в 10 часов, ибо и сам имеет длинные разговоры…

48. Войлошников Александр Иванович (1868–1905) — начальник Московской сыскной полиции.

Убит 15 декабря 1905 года группой революционеров под предводительством В. В. Мазурина. Газета

«Новое время» уточнила, что, когда группа вооруженных дружинников начала ломиться в квартиру, Войлошников приказал сам открыть им дверь. Пришедшие прочли приговор революционного коми-

тета, согласно которому Войлошников должен был быть расстрелян, и потом вывели его в переулок, где тут же у дома приговор был приведен в исполнение. Оставив труп в переулке, убийцы скрылись, а тело убитого было подобрано родными. В воспоминаниях В. Ф. Джунковского приводится похожий

рассказ: «В 6 часов вечера в квартиру Войлошникова в Волковом переулке на Пресне явилось 6 воору-

женных маузерами дружинников и под угрозой выломать дверь потребовали, чтобы ее открыли. На-

правив револьверы на Войлошникова и окружавших его жену и трех малолетних детей, дружинники

запретили им двигаться. Был прочитан смертный приговор о расстрелянии, и ему предложено было

проститься с родными. Напрасны были мольбы и слезы семьи, Войлошникова вывели на улицу и рас-

стреляли. А. И. Войлошников был очень честный и можно сказать гуманный, благородный человек»

(Джунковский, 1997: 123–124).

49. Грингмут Дмитрий Андреевич (1852–?) — младший брат В. А. Грингмута.

50. Петровский Сергей Александрович (1846–1917?) — юрист (в 1873–1878 гг. читал в Московском

университете лекции по праву). Защитил магистерскую диссертацию «О Сенате в царствование Пе-

тра Великого» (1875). С 1880 сотрудник «Московских ведомостей». В 1887–1896 гг. — редактор-издатель

«Московских ведомостей».

110

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

«Да Вы скажите — о чем»

— Некогда. Отрывают ежеминутно

«Но Вы меня интригуете»…

— Нет, уже завтра…

Чем-то разрешится этот завтрашний разговор? Во всяком случае — только чем-

нибудь скверным.

20 дек[ абря]

Соколов не зашел. Я его видел в редакции. Ничего толком не сказал. Денег не дает.

Ничего не разберу толком.

21 дек[ абря]

Николай Викторович и глаз не кажет, и денег не дает. Не могу поверить, чтобы у

них до такой степени совсем ничего не было.

Между прочим, Дмитрий Грингмут говорит, что он ничуть не виновен в разо-

рении Владимира. Владимир сам получал деньги от университета, и куда он их давал

или тратил, Дмитрию не было известно. Играл ли он на бирже, участвовал ли в ка-

ких-либо спекуляциях? Дмитрий не знает. Но бюджеты газеты и типографии, вообще

Дмитриевы были; ежегодно сводились с дефицитами, и Владимир покрывал их. От-

куда он брал на это деньги — Дмитрий не знал. Он знает только, что Владимир платил

жалование лицам, ему не нужным литературно, как Павлов или Бародовский, кото-

рые, если писали, то получали гонорар. Такие лица нужны только для спекуляций.

Случайно Дмитрий узнал, что у Владимира какие-то земли на Кавказе. Откуда он

взял деньги на покупку? Он не знает. Выгодна ли спекуляция или разорительна? Не

имеет понятия.

И вот теперь отказывается вдруг, что у Владимира разорение, нет денег… Почему

они пропали и сколько было — Дмитрий не знает. Почему Владимир внезапно по-

чувствовал себя банкротом? Ведь он Дмитриевы дела знал, знал, что они сводятся с

дефицитом, и дефицит покрывал из каких-то других доходов или сумм…

Изо всего этого ясно, что, по мнению Дмитрия, — Владимир играл на бирже и

спекулировал и именно на этом теперь разорился, как прежде на этом наживался.

Дмитрий говорит, что он тут ни в чем не виновен, но приносится в жертву.

Во[т] разбери их тут. Разбери и политику Владимира Андреевича! Разбери роль и

Николая Викторовича… Разбери и их обоих дальнейшие планы… Да еще и посвящен

ли вполне сам Николай Викторович?

Этот Владимир — вечная для меня тайна. Сколько я ни жил около него, но вечно

оказывается, что я не знаю его, не понимаю его дел, его политики.

Особенно всегда были странны для меня его отношения к Витте 51, и его систе-

матическая борьба против Витте? Принципы? Что же предположить? Ведь купить

51. Витте Сергей Юльевич (1849–1915) — государственный и политический деятель. С 1878 года —

начальник эксплуатационного отдела правления Общества Юго-Западных железных дорог. В 1889–1892

гг. — директор Департамента железнодорожных дел Министерства финансов. Активно содействовал

111
человека Витте всегда согласен. Значит, если он не купил Грингмута, то потому, что

последний не продавался. Итак, все мои недоумения приходится объяснять благо-

родством Владимира Андреевича. Но на множестве других лиц я этого непреклон-

ного благородства не замечал. Почему оно проявилось только в отношении Витте?

И так «интрансижентно» 52? Это был для меня вопросительный знак. Вообще — я его

никогда не мог знать и понимать.

Да и что такому «мальчишке и щенку», как я, проникнуть в душу и дела Владими-

ра! Я этим и не задавался.

Но вот теперь новый факт… опала Дмитрия, нежно любимого брата, с которым

он не хотел никогда расстаться. «Он Вас погубит», говорила ему Поливанова, сооб-

щая, что Дмитрий по глупости потратил 30 000 р. убытку.

— Ну, значит такова моя участь, — отвечал Владимир, — но я с ним не расста-

нусь…

Теперь — расстается и притом, по уверению Дмитрия, без вины… Как это понять

и объяснить?

Я прямо не могу ничего понять, не могу пропустить суда, не знаю — совершает ли

Владимир свинство, или ни в чем не виноват?

Непроницаемый для меня человек. И вот теперь изволь думать что-нибудь: хочет

ли он меня уничтожить почему-нибудь, просто за ненадобностью? Или этого нет у

него в мыслях?

Господи, защити сам и дай мне приют в жизни! Не могу я понять «умных» людей.

Думаешь честно исполнять жизненную работу… а кто их разберет, этих «умных»!

22 [ декабря]

Из Соколова никак не вытяну ни гроша. Его политика — загадка. Намеки, наме-

ки, ничего ясного. Говорит, что хочет сокращать все расходы, с ясным намеком, что

и сотрудников. Ну, я не стал настаивать на более ясном, п.ч. он сказал, что плана не

составил.

Должно быть, его мысли все идут по пути не развития дохода, а сокращения рас-

хода. Мескинно [?] Много неприятностей для всех, но мало толку для дела.

Увидим, однако, что Господь даст.

22 дек[ абря]

Сегодня удалось выпросить 150 р. к Празднику. Обещали дать счет. Но должны

они мне еще 205 рублей (по 15 дек.).

организации постройки Великой Сибирской магистрали. В феврале—августе 1892 года управляющий

МПС, с августа 1892-го — министр финансов. Провел ряд экономических преобразований. Ввел вин-

ную монополию (1894), осуществил денежную реформу (1897). С августа 1903 по 1905 год — председа-

тель Комитета министров. Подписал Портсмутский мирный договор с Японией (1905). Был удостоен

графского титула. Один из авторов Манифеста 17 октября 1905-го. Первый председатель Совета мини-

стров (октябрь 1905 — апрель 1906). Подробнее см.: Лачаева, 2010: 90–93.

52. От английского intransigent — непримиримый, не идущий на компромисс.

112

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

Отправил заказные письма Победоносцеву 53 и А.А. Кутузову 54. 55

Расписка в приеме заказной корреспонденции №268

Московский почтамт Лит.

Лот.

В СПбург.

Расписка в приеме заказной корреспонденции №269

Московский почтамт Лит.

Лот.

В СПбург.


С Никол[аем] Викт[оровичем] Соколовым отправил Маркграфам 56 посылку с па-

кетами и письмами:

1) Скворцову (между прочим, Записка о Соборе);

2) Кирееву (газету со статьями и письмо);

3) Суворину

4) Кутузову (на 3 р. 15 к.)

Ночь. Пора спать. Все возился со счетами и подбором денег на праздничные

«чаи»… Масса! Обычно выходило на все 67 р. Теперь сократил все возможное и все-

таки 44. И эти сократил до последней степени, потому что, вероятно, сторож Осип, ходивший сегодня, что купить подарки детям, истратил на них [нрзб.] Я не даю ника-

ких подарков, [нрзб.] осипами по 2 рубля!

[Нрзб.] грусть! Но слава Богу, что и то [нрзб.] А потом — сколько еще времени

придется жить без получек от редакции? Приходится рассчитывать средства…

53. Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) — государственный и политический деятель, правовед и историк права, публицист. Коллежский асессор (1849), надворный советник (1852), кол-

лежский советник (1854), статский советник (1858), действительный статский советник (1863), обер-

прокурор 8-го департамента Сената (1863). В 1859 году защитил магистерскую диссертацию. В 1860-м

избран профессором Московского университета. Преподавал законоведение членам царской семьи, в том числе будущим императорам Александру III и Николаю II. Переехал в Петербург, стал тайным

советником и сенатором, назначен членом Государственного совета, с 1880 по 1905 год занимал долж-

ность обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Подробнее см.: Репников, 2010б: 362–368.

54. Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич (1848–1913) — поэт, прозаик. Принадлежал к знатному

дворянскому роду. После смерти отца (1859) семья жила в Москве. Учился на юридическом факуль-

тете Московского университета, затем перевелся в Петербургский университет (окончил в 1871). Был

управляющим Дворянским и Крестьянским земельными банками, а с 1895 году — «канцелярией», се-

кретарем императрицы Марии Федоровны, оставаясь в этой должности до конца жизни. С 1888 по 1894

год печатал свои стихотворения в «Русском вестнике» и «Русском обозрении». В 1891-м стал членом-

корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности.

55. Далее вклеены две почтовые квитанции.

56. Маркграф Антон Васильевичбрат Маркграфа Отто Васильевича — лесовода по специаль-

ности, мужа сестры Тихомирова — Тихомировой Марии Александровны.

113
Ну, слава Богу за все. Не оставь лишь Своей милостью!

Отцы-пастыри наших дней 57.

Вчера в Москву по Московско-Казанской ж.д. доставлен священник о. Ка-

занский 58, арестованный в Перове на своей квартире. О. Казанский уже в те-

чение многих лет священствовал в Перове в местном храме и был очень любим

прихожанами как добрый и отзывчивый человек и хороший пастырь. Теперь,
если верить слухам, его обвиняют как участника в революционном движении.

В квартире о. Казанского находилась касса стачечного комитета, и он разда-

вал пособия нуждающимся забастовщикам и даже хранил и выдавал оружие.

Говорят даже, будто бы в храме о. Казанский провозглашал особое моление за

борцов свободы
59 .

На фабрике Асафа Баранова при станции Ступино, Московско-Ярослав-

ской ж. дор., арестовано 30 человек рабочих; кроме того арестован священник

о. Рождественский
60 .

24 декабря
. Сочельник

Вечер. Все мои разошлись по церквям. Один я дома. Не скажу, что был больным, но и не здоров, и есть даже в нынешних праздниках что-то нехорошего…

Ну, как Бог даст.

От мамы никаких известий! Давно, давно. Посылал письма. Два раза телеграммы.

Ни ответа, ни привета. Писал Павловичу. Нет ответа. Или ничего не доходит!

Уж жива ли, храни Господь!



Ночь. Пора и спать, да Саша не возвращается от Сосновского, и я не уверен, что

прислуга его впустит…

Сочельник провели совсем не по-праздничному. Веселья-то и не полагается, и не

бывает у нас.

Но все же обычно есть настроение, и подходящий ему разговор. А теперь как-

то совсем будто и нет Праздника… Уж очень много тревожного, озабочивающего, и

Христианского духа не достаточно, чтобы подняться выше всего этого.

57. Далее вклеены две вырезки из газеты.

58. 21 декабря 1905 года, по сообщениям московских газет, в селе Перово, находящемся рядом с

одноименной станцией Московско-Казанской железной дороги, начальником военного отряда, охра-

нявшим эту станцию, был арестован в своей квартире священник церкви села Перово о. Казанский.

Его обвиняли в том, что он заведовал кассой забастовочного комитета железнодорожных служащих.

1 июня 1906 года в московской прессе появилось сообщение о том, что о. Казанский был заключен в

Данилов монастырь, а его дело в военном суде прекращено и передано духовному начальству.

59. На полях вырезки рукой Л. А. Тихомирова написано: «Русск[ий] л[исток] №338 (23 дек[абря]

1905 г.)».

60. На полях вырезки рукой Л. А. Тихомиров написано: «Р[усский] л[исток] №339».

114

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

Конечно, могло бы быть и хуже, а все-таки — помоги Господи! Не хватает стоять

твердо среди всеобщей угрозы всему и всем. Что сделает Соколов со мной в январе?

Не знаю, но он, во всяком случае, хочет уменьшить доход мой, на сколько хватит сил.

Что будет у Скворцова? Ничего не знаю. Даже «Колокол» сегодня не получен, и я не

уверен, выходил ли он, и какова судьба моих статей. Получена ли в СПб «Записка»

моя, посланная с Соколовым? Не знаю. Как отнесется к ней Скворцов? Не знаю… Что

делается с мамой — не знаю даже, жива ли она? Ни одного жизненного своего вопро-

са не знаю… Даже вот не знаю, что с Сашей…

И вот какое-то смущенное состояние духа… Не говорю уже о всяких «револю-

циях»: о них я перестал думать, слава Богу, привык к тому, что думать о такой не-

разберихе невозможно… Но даже и то, что совсем близко задевает, — все неясно, тревожно, смутно. И вот как-то не покидает душу мысль и потом молитва, когда Ан-

гелы пели «Слава во всевышних Богу, и на земле миро, а в человеках благоволение»…

А это потеря праздничного дня. Потеря вечера святого, каких в году только два…

И знаешь, что нехорошо допускать себя потерять его из-за дел и забот все-таки зем-

ных, мирских. Но сознание этого еще больше смущает и растревоживает душу…

Господи, помоги мне слабому и недостойному! 61

Телеграмма В Новороссийск

272 Число слов 7

Принято — р. 50 к.

Телеграмма В Новороссийск

273 Число слов 9

Принято — р. 60 к.

25 декабря


Рождество Христово. Первая весть, полученная утром из газеты, что Новорос-

сийск — в руках революционеров и шаек имеретин и мингрельцев, которые «хозяй-

ничают» в нем. Мама, несчастная, что же с ней? И что дальше?

Послал 2 телеграммы с запросом о ней: Мензелинцеву и Аксельбанту… Аксель-

бант, вероятно в шурах-мурах с революцией, авось все знает и скажет.

На телеграфе говорили, что телеграммы будто доставят при первой возможности, п.ч. перед Новороссийском (черт знает где, кажется, в Тихорецке) забастовки.

Ночь. Ну вот и первый день Праздника у меня никого не было, кроме нескольких

мальчиков (Женя Грингмут, Веретников, Глубоковский 62), да Глоба Михаленко. Три

визитных карточки!

61. Далее вклеены две квитанции.

62. Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937) — историк церкви, доктор богословия (1897).

Профессор Петербургской духовной академии, член-корреспондент Петербургской АН (1909). Окон-

чил Московскую духовную академию (1889), с 1891 года преподавал в Петербургской духовной ака-

демии (с 1894-го — экстраординарный профессор, занимал кафедру Св. Писания Нового Завета). В

115
Город очень пуст. Народу совсем мало. Куда-то попрятались. Масса войска. Конки

и электрички ходят. Извозчиков крайне мало. Вообще — пустынность бросается в

глаза. И это — Рождество.

От нечего делать приготовил еще две копии Записки о Соборе. Можно бы писать, статьи, но для чего и для кого? О «Колоколе» ни слуха, ни духа. Вероятно, не вышел.

Да и будет ли выходить?

Словно какое-то всеобщее замирание после горячишного припадка.

А потом? Вероятно — снова припадок… Глоба много шляется и много народа

видит, и уверяет, что бунты возобновятся очень скоро.

Что значит эта страшная пустынность Москвы? Должно быть, масса народа раз-

бежалась. Но почему остальные сидят по закоулкам? Должно быть, никому не весе-

ло… Ах, плохой это праздник!

26 дек[ абря]

Нездоровится и скучно.



Сейчас получил письмо от Скворцова — «Колокол» вышел 24 дек[абря]. Но —

странно, самой газеты я не получил…

Позднее пришел и сам «Колокол», но один экземпляр.

Получил также «ответ» Победоносцева на мое длинное письмо, в котором я спра-

шивал мнение его о Церк[овном] Соборе 63:

Благодарю сердечно за доброе слово к празднику. Да хранит вас Бог, Мои

силы уже совсем истощаются и никуда не двигаюсь.

24 дек.


Вправду ли он так ослаб или дипломатничает? Практически — это одинаково.

Праздничные выдачи я сократил, но составили все-таки много:

1) Церковь (сборы) — 3 р.

2) Духовенству — 3½ р.

3) Старш. дворн. — 2 р.

4) Дворники — 4 р.

5) Старш. ред. — 5 р.

6) Рассыльные — 2 р.

7) Сторож тип. — 2 р.

8) Борис — 1 р.

9) Прислуга — 2 р. (да подарки на 7 р.)

1893–1894 гг. — помощник редактора «Церковного вестника» и «Христианского чтения». После кон-

чины А. П. Лопухина редактор «Православной богословской энциклопедии» (1905–1911, т. 6–12). С 1921

года — в эмиграции, профессор богословия в Софийском университете (с 1923).

63. Далее вклеена визитная карточка К. П. Победоносцева с надписью: «К. П. Победоносцев. Член

Государственного Совета», на которой написана записка.

116

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

10) Городовые — 2 р.

11) Швейцар — 1 р.

12) Газетчики — 1 р.

13) Почтам — 1 р.

14) Телеграммы — 1 р.

15) Прохор — 1 р.

16) Сергей (Абашков) — 1 р.

17) Ученики — 1 р.

18) Склейщики — 1 р.

_________

Итого 36 р. 50 к.

Из домашних никому никаких подарков, дал только детям по 2 р., всего 8 руб.

Итого — 44 руб. 50 коп.

Обычно выходило 47 р., теперь уменьшил на 23 рубля. И то не по силам.

Хожу, пишу, читаю, а мама так и стоит перед глазами. Боже, что с ней? Жива ли?

И никаких способов… Ведь и не доедешь оттуда, ни водой, ни по суху… Проклятие

на этих всероссийских мучений! 64

Телеграмма В Керчь

377 Число слов 12

Принято — р. 75 к.

Телеграмма В Анапа

378 Число слов 11

Принято — р. 70 к.

27 дек
[ абря]

Отправил телеграммы Павловичу в Анапу и в Керчь — Савицким, с запросом о

маме. Сегодня же из Керчи письмо — для передачи Христине Николаевне 65! Значит, они ровно ничего не знают о ней.

Сегодня репортер Барсов сказал, что по всем больницам 1300 раненых да есть

в участках. Всего, пожалуй, наберется до 2000… А сколько убитых, это неизвестно.

Хоронили наскоро, в разных участках, разбирали и хоронили родные. Общего счета

нет, а теперь уже и не может быть.

Значит, если считать по-военному, то на 2000 раненых можно предположить до

1000 убитых.

Военных судов не было, и казней не было. Но расстреливают семеновцы довольно

усердно. Сегодня говорили, будто на Ходынке расстреляли 150 чел[овек]. Репортер

говорит: «Ну, не 100, а поменьше». Сколько? Не знает:

По Казанской дороге больше всего, там уж, во всяком случае, несколько сот.

64. Далее вклеены две квитанции.

65. Т. е. матери Л. А. Тихомирова.

117
29 дек[ абря]

Слава Богу! Телеграмма 66:

Москва из Новороссийска №85 II 28 67 Д

ПРАЗДНИКАМИ НОВЫМ ГОДОМ ЗДОРОВА БЛАГОПОЛУЧНО

ТИХОМИРОВА 68

Слава Богу!

Сегодня отправил Скворцову еще 2 статьи. К обеду зашли Александровы (оба), приехавшие [на] два дня.

30 дек[ абря]

Отправил телеграмму и письмо маме

Прибыл Новоселов и завтра уезжает. Толковали о моей записке о Соборе… Но

кажется, не удастся прочесть.

31 дек[ абря]

Ну вот и последний день 1905 года. Проходит этот день в ряде мелких неудач.

Статью Верину рассыльный не отправил, по глупости. Денег из редакции не выдают.

Должны они 205 + 230 = 435 р.! Чтение мое — не состоится… Одним словом, все мину-

сы. Даже Новоселов сейчас уехал в Волочек. Теперь 4 часа дня. Переношу последние

часы года в следующую тетрадь 69.

Конец 1905 года

31 дек[ абря] 1905 г. 6 час[ ов] вечера

Сейчас получил № Мисс[ионерского] обозр[ения], где статья А. Платонова, резко

осуждающего план Епископского Поместного Собора.

Значит редактор «Колокола» — против моей «Записки», посланной мною Сквор-

цову и полученной им 24 дек[абря]. Конечно, Платонов ее не видал еще, когда писал

вою статью, но это безразлично. Он против идеи.

Становится понятно, почему Скворцов досель мне не отвечает на Записку, с 24

дек[абря] по 31 дек[абря]!

Это новая неудача, накопившаяся у меня в канун Нового года. Да, нелегко жить на

свете! А «Колокол» мне нужен нынче до чрезвычайности.

66. Далее вклеена телеграмма.

67. Сверху от руки вписано карандашом: «3».

68. Сбору приклеена квитанция: Телеграмма В Новороссийск



Число слов 12





Принято — р. 75 к.


69. Далее записи продолжаются в новой тетради.

118

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

Скворцов, который лично, вероятно, склонен разделять мою точку зрения, без

сомнения, хочет ладить со священнической партией, пользующейся благоволением и

его начальника, кн. Оболенского, и вдобавок имеющей своим сторонником его редак-

тора Платонова. Вот он и молчит!

Досадно, кабы знать, то лучше бы и не посылать Записки. Поторопился. Лучше бы

выждать. Но вот — я во всем делаю ложные шаги. Мог бы сначала сойтись ближе, а

потом уже вести свою линию.

Обидно. Сглупил.

10 часов ночи. Ну, два часа осталось. Не хорош был год. Еще хуже предшествен-

ника. Чуть не все бедствия, какие только возможно, обрушил на Россию и посеял для

будущего множество семян еще худших бедствий. А хорошие события? Очень мало.

Может быть, страдание, которое вразумляет. Зародыши учреждений… которыми од-

нако можно воспользоваться и на спасение свое, но и не гибель… Как воспользуются

Русские? Бог ведает. А если не вразумятся, то 1906 год — должен быть еще ужаснее

этого.

Что Господь даст.

Лично и на мне отразилось немало общих бедствий, и вот перед лицом Нового

года — я совершенно не знаю — что меня ждет: жизнь, смерть, нищета? Никаких ука-

заний ни на что хорошее, и много указаний на бедствия. Одна надежда на Бога. Нет

надежд на людей, нет таких людей, на которых я мог бы надеяться.

Но что бы ни ждало в будущем году — исповедую перед Богом — Его дивное хра-

нение в прошлом. Среди бедствий и искушений — не послал Он ничего через силу, не допустил погибнуть. Пострадал во многом, пострадали и семейные, но в меру, все-

таки выручал Господь!

Дошел до порога Нового года среди угроз нищеты и еще худших бедствий, и бла-

годаря Бога за прошлые милости, не попустившей погибнуть, моего — не остави

меня, Отец небесный, без своей милости на предстоящее угрожающее и тяжелое по-

прище 1906 года!

Литература

Арсеньев Н. (1962). О московских религиозно-философских и литературных кружках

и собраниях начала ХХ в. // Современник. Торонто. 1962. № 6.

Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 2: Переписка с М. А.

Новоселовым. (1998). Томск: Водолей.

Бурин С. Н. (1994). Судьбы безвестные: Сергей Нечаев, Лев Тихомиров, Вера Засулич.

М.: Институт всеобщей истории РАН.

Голубцов С. (1999). Московская Духовная Академия в начале ХХ века: профессура и

сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публи-

каций и официальных изданий. М.: Мартис.

Давыдов Ю. В. (1996). Глухая пора листопада. М.: Терра.

Давыдов Ю. В. (2001). Бестселлер. М.: Вагриус.

Джунковский В. Ф. (1997). Воспоминания. Т. 1 / Под общ. ред. А. Л. Паниной. М.: Изд-

во им. Сабашниковых.

119
Епископ Тихон (Тихомиров), составитель акафиста святым Косме и Дамиану Асий-

ским. (2003) // Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан: житие и ака-

фист. М.: Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Ермашов Д. В., Пролубников А. В., Ширинянц А. А. (1999). Русская социально-полити-

ческая мысль XIX — начала XX века: Л.А. Тихомиров. М.: Книжный дом.

Лачаева М. Ю. (2010). Витте С. Ю. // Русский консерватизм середины XVIII — начала

ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Милевский О. А. (2004). Лев Тихомиров: две стороны одной жизни. Барнаул.

Минаков А. Ю. (2010). Суворин А.С. // Русский консерватизм середины XVIII — на-

чала ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Михайлов О. Н. (1996). Александр III: забытый император. М.: Армада.

Начапкин М. Н. (2007). Малоизвестные страницы русского консерватизма. Л. А. Ти-

хомиров: жизнь и мировоззрение. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т.

Николаев Г. Б. (2006). Эсхатологический триптих // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя. С. 358–396.

Никон (Рождественский), архиепископ. (2004). «Козни врагов наших сокруши…»: Дневники, 1910–1917. Минск: Православная инициатива.

Новоселов М. А. (1904). Полицейско-врачебный протокол и христианские добродете-

ли. СПб.: Бережливость.

Новоселов М. А. (1911). В тихой пристани. (Посвящается братии Зосимовой пустыни).

Сергиев Посад.

Новоселов М. А. (1994а). Письма к друзьям. М.: Изд-во Православного Богословского

Свято-Тихоновского института.

[ Новоселов М. А. ] (1994б). Письма М. А. Новоселова к Л. Н. Толстому // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 15. М., СПб.: Atheneum-Феникс. С. 371–423.

Омельянчук И. В. (2010). Русская монархическая партия // Русский консерватизм се-

редины XVIII — начала ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Омельянчук И. В., Репников А. В. (2010). Союз русских людей // Русский консерватизм

середины XVIII — начала ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Павлов Н. А. (1927). Его Величество Государь Николай II. Париж.

Переписка священника П. А. Флоренского со священником С. Н. Булгаковым: Архив

священника П. А. Флоренского. Вып. 4. (2001). Томск: Водолей.

Перцов П. П. (2002). Литературные воспоминания. 1890–1902 / Вступ. ст., сост., подг.

текста и коммент. А. В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение.

Поляков А. П. (2010–2011). Великаны сумрака // Молодая гвардия. 2010. №7/8, 9, 10, 11/12. 2011. №1/2.

Поляков А. П. (2011). Великаны сумрака. М.

Посадский С. В., Посадский А. В. (2009). Лев Александрович Тихомиров: философско-

культурологические искания. СПб.: СПбКО.

Правые партии. 1905–1917 годы. Документы и материалы. В 2-х т. Т. 1. 1905–1910 годы.

(1998) / Сост., авт. пред., введен. и комм. Ю. И. Кирьянова. М.: РОССПЭН.

Репников А. В. (2010а). Грингмут В.А. // Русский консерватизм середины XVIII — на-

чала ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Репников А. В. (2010б). Победоносцев К.П. // Русский консерватизм середины XVIII —

начала ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Репников А. В. (2010в). Щербатов А.Г. // Русский консерватизм середины XVIII — на-

чала ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

120

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. Т. 12. № 1. 2013

Репников А. В., Милевский О. А. (2011). Две жизни Льва Тихомирова. Монография. М.

Репников А. В., Соловьев К. А. (2010). Шарапов С. Ф. // Русский консерватизм середины

XVIII — начала ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Сверчков Д. (1926). Три метеора: Г. Гапон, Г. Носарь, А. Керенский. Л.

Соловьев К. А. (2010). Киреев А. А. // Русский консерватизм середины XVIII — начала

ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН.

[ Тихомиров Л. А. ] (1927). Воспоминания Льва Тихомирова. М., Л.: Госиздат.

[ Тихомиров Л. А. ]. (1930). 25 лет назад. Из дневников Л. А. Тихомирова // Красный

архив. Т. 1–5.

[ Тихомиров Л. А. ] (1933). Из дневника Л. А. Тихомирова // Красный архив. 1933. Т. 6.

С. 82–128.

[ Тихомиров Л. А. ] (1935). Из дневника Льва Тихомирова (Период столыпинщины) //

Красный архив. Т. 5–6.

[ Тихомиров Л. А. ] (1936). Из дневника Льва Тихомирова (Период столыпинщины) //

Красный архив. Т. 1–2.

Тихомиров Л. А. (1992). Монархическая государственность. СПб: Российский импер-

ский союз-орден, «Комплект».

Тихомиров Л. А. (1998). Монархическая государственность. М.: Облиздат, Алир.

Тихомиров Л. А. (2004). Монархическая государственность. М.: Библиотека Сербско-

го Креста.

Тихомиров Л. А. (2006). Монархическая государственность. М.: Айрис-пресс.

[ Тихомиров Л. А. ] (2008). Дневник Л. А. Тихомирова. 1915–1917 гг. / Сост., предисл., комм. и прим. А. В. Репникова. М.: РОССПЭН.

Тихомиров Л. А. (2010). Монархическая государственность. М.: РОССПЭН.

Трофимов А. А. (2001). Епископ Тихон (Тихомиров) // Новая книга России. № 4. С. 61–

64.

Фомин С. В. (2002). Из дневника Л. А. Тихомирова (Москва. 1901, 1905, 1912–1917 гг.) //

…И даны будут Жене два крыла. Сборник к 50-летию Сергея Фомина. М.: Палом-

ник. С. 585–626.

Фудель С. И. (2001). Собрание сочинений в 3-х т. Т. 1. М.: Русский путь.

Шульгин В. В. (1992). «Что нам в них не нравится…». СПб.: Хорс.

Щербатов А. Г. (2002). «Обновленная Россия» и другие работы / Под ред. И. А. На-

стенко. М.: Русская панорама.

Яковлев А. И. (2001). Корона и крест: сцены российской церковной жизни конца

XIX — начала XX века. М.: Паломникъ.

Яковлев А. И. (2005). Корона и крест: сцены российской церковной жизни конца

XIX — начала XX века. 2-е изд., испр. М.: Терра-Книжный клуб.